Наши телефоны

Колл-центр
единый номер:

8(3955)586-500

Секретарь
тел./факс: 8(3955) 67-25-22
e-mail: office@agdb1.ru

Мы в социальных сетях:

Заместитель 
главного врача
по лечебной работе
8(3955) 67-11-87

Заместитель
главного
врача

по поликлинической работе
8(3955) 56-47-57

Заместитель
главного врача
по КЭР

8(3955) 67-25-96

Председатель врачебной комиссии
8(3955) 67-24-04


Поликлиника №2
заведующая поликлиникой:
8(3955)53-01-80
старшая медсестра:
8(3955)67-27-49

Поликлиника №4
заведующая поликлиникой:
8(3955)67-28-52
старшая медсестра:
8(3955)67-34-04

Центр медицинской реабилитации

(многоканальный телефон)

8(3955) 59-95-75

Приемный покой стационара
 8(3955) 67-38-36,
8(3955) 56-33-13

Горячии линии

Колл-центр
единый номер:

8(3955)586-500

 

Горячая линия администрации больницы

8(950) 100-20-19

Часы работы с 8.00 до 16.45.

Выходной суббота, воскресенье.

Горячая линия главного врача
8(3955) 67-45-41
(с 8.00 до 16.45, выходной суббота, воскресенье.

Оставить сообщения вы можете круглосуточно)

 

 

Телефон по вопросам COVID-19, единый для Иркутской области

122

(запись на прием

к врачу через кнопку "3"

в IVR меню)

в ОГАУЗ “АГДБ1”:

8 (3952) 435-168

 

Горячие линии Министерства здравоохранения Иркутской области

просмотр

 

Телефон «горячей линии»

по вопросам установления и

продления инвалидности

8 (395-2) 488-631

8 (395-2) 488-362

 

Контакт-центр в сфере ОМС

8 (800) 100-50-90

8 (3952) 33-26-22

 

 


Лола Е.В., Голубев В.Ю., Запотоцкая Е.Н.,

Свинина О.А., Шилина Л.Л.

ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1»

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема жестокого обращения с детьми. Число детей, подвергшихся насилию, с каждым годом возрастает, как и трудности выявления его причин и признаков. Сейчас, когда государственный заказ направлен на улучшение демографической ситуации в стране как никогда актуально особо пристальное внимание всех специалистов, в том числе и медицинских работников, на случаи неадекватных форм взаимодействия взрослых людей с детьми. Особенно на случаи жестокого обращения, так как  несомненным представляется тот факт, что  демографическая политика должна быть определенной не только в смысле количества, но и качества населения, в процессе воспроизводства новых поколений.

Ряд научных исследований подтверждает, что перенесенное насилие вызывает нарушения, которые затрагивают все уровни развития личности ребенка и зачастую приводит к отдаленным последствиям и становится одной из причин преступности, различным формам девиантного, делинквентного и асоциального поведения. У детей, которые перенесли насильственное обращение, проявляется множество соматических жалоб, наблюдается стойкое изменение личности.

Жестокое обращение с ребенком может проявляться не только в форме явно выраженного насилия (физического или психического), это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Сюда следует так же отнести применение неадекватных форм воспитания, грубое, пренебрежительное, унижающее достоинство человека обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация несовершеннолетних, проявление насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Обобщая определения, приводимые различными авторами можно выделить следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое,  психологическое, пренебрежение нуждами ребенка и сексуальное насилие.

Физическое жестокое обращение – это любые неслучайные насильственные действия физического характера, нанесенные ребенку родителем или лицом, осуществляющим опеку.  К данной категории следует отнести все случаи, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

Пренебрежение нуждами ребенка – систематическая неспособность, в связи с объективными причинами (экономическое положение, психические болезни, отсутствие опыта) и без таковых, родителя или опекуна обеспечить основные нужды и потребности ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи.

Психологическое насилие –  психологическое пренебрежение – неспособность родителя или лица, осуществляющего опеку, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Сюда так же следует включить психологическое жестокое обращение: носящие систематический характер унижения, оскорбления, издевательства, высмеивание ребенка со стороны родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Сексуальное насилие –  использование несовершеннолетнего другим лицом с целью получения сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

В общей сложности принято выделять  три уровня жестокого обращения с ребенком.

-      Минимальный, когда опасность трагических последствий незначительна, факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но присутствует вероятность повторения прецедента.

-      Средний уровень, когда серьезные последствия для здоровья, жизни, психического развития ребенка, вследствие жестокого обращения не наступают немедленно, но могут проявиться в будущем.

-      Критический уровень, когда оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

Таким образом, учитывая важность данной проблемы, сложность и многообразие форм и уровней жестокого обращения с детьми, представляется первостепенным информирование медицинского персонала с целью помочь им научиться  распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда. Следует отметить так же, что специалисты учреждений здравоохранения играют особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах (в том числе для неорганизованных малолетних детей), в связи с тем, что  имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение некоторого времени.

Поводом для более пристального изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

-результаты медицинского осмотра (в т.ч. лабораторного и инструментального обследований);

- результаты экспертиз;

- дополнительная информация, собранная в ходе наблюдения за ребенком.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

Помимо очевидных факторов, свидетельствующих о возможном жестоком обращении с ребенком (переломы, гематомы, шрамы, ожоги и т.п.) следует обратить внимание на наличие косвенных признаков:

-  признаки недостаточного питания;

-  признаки задержки развития ребенка;

- своевременность вакцинации ребенка;

-      в течение длительного времени ребенок находится без взрослых;

-      отсутствие интереса со стороны взрослыхк результатам проведенных обследований, результатам анализов ребенка.

Низкая медицинская активность родителей так же может являться признаком пренебрежительного отношения к ребенку:

-      отсутствие профилактических осмотров;

-      обращение в медицинское учреждение только в случае серьезного заболевания ребенка;

-      невыполнение рекомендаций врача.

Следует обратить особое внимание, если при разговоре с родителями складывается мнение, что они не торопились обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка. При расспросе о характере повреждений ребенка, родители затрудняются четко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы. Необходимо отмечать особенности поведения ребенка (агрессивность, гиперактивность, астения, аутизация). Обратить внимание на наличие нежелательных форм детско-родительских отношений: родители равнодушные, наказывающие, обороняющиеся, гиперопекающие.

По результатам осмотра ребенка и беседы с родителями (законными представителями, близкими родственниками) можно определить степень вероятности жестокого и пренебрежительного отношения к детям в семье.

В случаях, когда есть основания полагать, но нет полной уверенности, в том что имеет место жестокое отношение к ребенку следует обратиться к медицинскому психологу и социальному работнику. С привлечением адекватных методов психологической диагностики (интервьюирование, анкетирование, тестирование) и мероприятий по выявлению актуальной семейной ситуации специалисты помогут детально разобраться и получить достоверные сведения.

Анализируя вышеизложенное, а так же опираясь на собственный опыт работы в медицинском учреждении, представляется целесообразным предоставить рекомендации по стратегии поведения медицинских работников с детьми, в случаях, когда имеют место объективные признаки или  подозрения на жестокое обращение.

  1. Старайтесь разговаривать с ребенком спокойным, недирективным тоном, при этом находиться на одном уровне с ребенком, чтобы он смотрел на вас прямо, а не снизу вверх.
  2. Не старайтесь дотронуться, обнять, прижать ребенка – если имело место физическое насилие, ребенок может оценить это как угрозу.
  3. Старайтесь ограничить количество людей в помещении при опросе ребенка. Нежелательной представляется ситуация, когда опрос проводится одновременно несколькими (больше двух) специалистами.
  4. Следует учитывать пол специалиста, если есть подозрение на сексуальное насилие. Предпочтительнее, в этом случае, чтобы осмотр и опрос проводился специалистом женского пола.
  5. Ребенку необходимо предоставить условия, при которых сохраняется ощущение понимания происходящего: по возможности сократить количество новых, незнакомых мест, людей, ситуаций. Если необходимо провести функциональную диагностику, собрать биологический материал для лабораторных исследований целесообразно привести ребенка в новое место предварительно, дать возможность ознакомиться и привыкнуть.
  6. При опросе не следует задавать вопросов больше, чем того требует терапевтическая ситуация. Стараться как можно меньше задавать «закрытых» вопросов – ответы на которые звучат односложно «да – нет». Ребенок, для того, чтобы привлечь внимание, которого был лишен, может принять вашу версию происходившего, исключительно с целью вас порадовать, и не исключено искажение фактов, преуменьшение их значимости или аггравация.
  7. Рекомендуется занять поддерживающую позицию, а не спасающую. Дайте возможность ребенку понять, что он имеет право на эмоции, если они имеют место быть. Не следует проявлять активной личной заинтересованности и давать собственную эмоциональную оценку рассказу ребенка, так как это может послужить причиной усугубления тяжести его психологического состояния.
  8. Если у вас сложились доверительные отношения с ребенком, не следует говорить, как ему следует поступать в его ситуации и делать  прогнозов в отношении его дальнейшей жизни.
  9. При разговоре с родителями, родственниками, опекунами следует поддерживать констатирующую позицию, а не обвинительную. Это поможет избежать защитных форм поведения с их стороны и поспособствует получению более достоверных сведений.

Безусловным представляется тот факт, что каждый ребенок, который пережил опыт жестокого обращения, должен незамедлительно получить психологическую помощь.  Психотерапевтические мероприятия в таких случаях направлены не на то, чтобы ребенок как можно скорее пережил и забыл все, что с ним произошло, а на интеграцию негативного опыта в структуру личности ребенка и поиск внутренних психических ресурсов для совладания с ситуацией. Адекватная и своевременная психотерапевтическая помощь позволяет сделать личность более целостной, сильной, уверенной и, что особенно важно, способной к оптимальной социализации.

 

Литература

1. Алексеева И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005. 256 с.

2. Белов В. Г., Малинина Н. С., Парфенов Ю. А. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта». 2011. № 11 (81). С. 26-31.

3. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 107-112.

4. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102-104.

5. Гомжина Е. А. О психологических механизмах противоправного поведения несовершеннолетних // Вестн. Росс. военн.-мед. акад. 2008.

6.Алгоритм действий специалистов органов и учреждений системы профилактики по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетним [Электронный ресурс] / http://www.scdk.ru/