В марте 2009 года, благодаря совместному проекту ЮНИСЕФ и Амвей «Улыбка ребенка» состоялось торжественное открытие сенсорной комнаты в дневном стационаре детской поликлиники № 4 города Ангарска.
Круг задач, с которыми сталкивается психолог в детском медицинском учреждении, очень широк. Неврозы и неврозоподобные состояния, заикание, энурез, энкопрез, тики, неадекватные поведенческие стереотипы, коррекция детско-родительских отношений, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, ЗРР, ДЦП, РДА, психосоматические заболевания, посттравматические синдромы, стрессы различной этиологии – далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается психолог в детской больнице.
Одним из направлений в методическом построении психологической работы является умелое включение в нее занятий в сенсорной комнате.
Сенсорная комната - это интерактивная среда, где каждый ребенок ощущает себя в полной безопасности, так как в ней исключаются стрессовые ситуации и любые негативные воздействия. Эта очень универсальная среда, которая положительно влияет на здоровье и психику ребенка. Сенсорная комната комплексно воздействует на отдельные органы чувств. Наиболее распространенный вид воздействия сенсорной комнаты - зрительный. Проекторы, воздушно-пузырьковые трубки, светящееся волокно - все это стимулирует работу органов зрения. В сенсорной комнате большое количество различных поверхностей, отличающихся по форме, материалу, текстуре. Это позволяет воздействовать на восприятие ребенком тактильных ощущений и принести положительные эмоции, развивающий и лечебный эффект. В сенсорной комнате активно используется звуковая стимуляция - специальная музыка для расслабления, звуки природы, птиц, животных. Используются специальные наборы для ароматерапии.
Пребывание в сенсорной комнате раскрепощает ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, тренирует психомоторные функции. В зависимости от патологии и особенностей ее течения сенсорная комната используется или в направлении релаксации, если это невротические или психосоматические расстройства, или активизации, стимуляции органов чувств и двигательных функций, которые наблюдаются у детей с ДЦП или задержкой психоэмоционального развития.
Форма занятий с детьми используется индивидуальная, и малогрупповая (3-5 человек). Длительность занятия 20-60 минут. Группы комплектуются с учетом возраста детей, уровня их физического и психического развития, а также индивидуальной совместимости. Индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате проводятся в рамках психотерапии и психологического консультирования. На первом этапе проводится диагностика с применением современных методов медицинской психологии, оценивается обстановка в семье, актуальное состояние ребенка, уровень развития познавательной сферы и возрастные особенности ребенка. Это помогает составить адекватную развивающую или коррекционную программу, определить методы и формы необходимого психологического воздействия. В занятиях используются различные игровые сюжеты, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия, арттерапия, музыкотерапия, ароматерапия, элементы аутогенной тренировки. Это помогает исключить однообразие в занятиях, утомляющее ребенка и предотвращает потерю интереса. Среди методов, реализуемых посредством сенсорной комнаты особенно следует отметить игровую терапию. Применение игры в психотерапевтической практике обосновывается теорией игровой деятельности. Большинство взрослых умеют вербально выразить свои чувства, огорчения, тревоги и личные проблемы. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Игровая терапия является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра это и самостоятоятельный метод, и составная часть, которая сочетается с рациональной и суггестивной психотерапией. Осуществляются последовательные воздействия через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игровая терапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию сюжета. Выбор игровых тем отражает их значимость для терапевта и интерес для ребенка.
По результатам анкетирования родителей и проведения проверочных тестов после психологического воздействия (с применением занятий в сенсорной комнате) можно констатировать, что у 94% детей отмечалось значительное улучшение, у 6 % сдвиги в сторону улучшения были менее значительны, с ними было рекомендовано продолжить психотерапию с дополнительной диагностикой и коррекцией программы.
Среди положительных результатов отмечается общее оздоровление, укрепление организма. Сокращается число обострений хронического заболевания, ускорение процесса выздоровления и реабилитации; развитие двигательных способностей и нервной системы (быстрота реакций, координация, движений), развитие организованности, дисциплины, развитие памяти, внимания, обогащение активного словаря. Занятия в сенсорной комнате способствуют повышению устойчивости ребенка к стрессовым ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. Нормализация процессов возбуждения и торможения дает возможность ребенку регулировать свое эмоциональное состояние. Следует так же отметить улучшение психологического климата в семье, формирование адекватного отношения к хроническому заболеванию у детей и родителей. Дети быстрее и легче адаптируются к детским учреждениям, школе; снижается уровень тревожности и страхов, повышается самооценка и мотивация к обучению, улучшаются коммуникативные навыки.
Следует отметить комплексный подход к здоровью ребенка - психолог работает в тесном сотрудничестве с врачами: неврологом, аллергологом-иммунологом, педиатрами.
Таким образом, учитывая данные, полученные в результате использования сенсорной комнаты в МУЗ «ГДБ №1» г. Ангарска можно сделать вывод, что при рациональном, методически продуманном использовании сенсорной комнаты в комплексе реабилитационных средств можно добиться значительного лечебного и коррекционного эффекта - диапазон ее использования весьма широк.