Наши телефоны

Колл-центр
единый номер:

8(3955)586-500

Секретарь
тел./факс: 8(3955) 67-25-22
e-mail: gdbangarsk@irmail.ru

Мы в социальных сетях:

Заместитель 
главного врача
по лечебной работе
8(3955) 67-11-87

 

Заместитель
главного
врача

по поликлинической работе
8(3955) 67-25-96

 


Председатель врачебной комиссии
8(3955) 56-47-57

 

Приемный покой
8(3955) 67-38-36,
8(3955) 56-33-13

Поликлиника №2
регистратура:
8(3955) 67-21-20
заведующая поликлиникой:
8(3955)53-01-80
старшая медсестра:
8(3955)67-27-49


Поликлиника №4
регистратура12А мкр:
8(3955) 67-19-46
регистратура 15 мкр:
8(3955) 55-19-52
заведующая поликлиникой:
8(3955)67-28-52
старшая медсестра:
8(3955)67-34-04

Горячая линия

Телефоны:
горячая линия администрации больницы

8-914-937-97-07

(в рабочее время)

горячая линия главного врача
8(3955) 67-45-41

(круглосуточно)

 

Рекомендации дает психолог Лола Е.В.

Первое сентября – важный и  ответственный день в жизни детей и их родителей, особенно, если ребенок идет в первый класс.  Что такое психологическая готовность к школьному обучению.

Начало обучения в школе  – чрезвычайно сложный и ответственный период в жизни ребенка и его родителей.  Изменяется ведущая деятельность, если до этого основной деятельностью была игра, то теперь это учеба, соответственно изменяются требования к ребенку. Это не означает, что ребенок перестанет играть совсем, но развивающие возможность игры для ребенка  исчерпаны, ему уже скучно просто играть. Ситуация осложняется и тем, что ребенку приходится налаживать взаимоотношения с новым коллективом детей и взрослых. В возрасте 6-7 лет взаимоотношения дети строят на основе соревновательства и только позднее возникает кооперация.

Психологическая готовность к школе – это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Это такой  уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешной адаптации к школьной жизни без ущерба для его здоровья.

Содержание психологической готовности к школе определяется той системой требований, которую предъявляет ребенку школа, ребенок должен быть готов к требованиям современной школы. В соответствии с этими требованиями составными компонентами психологической готовности к школе являются мотивационная, личностная, интеллектуальная готовность.  Мотивационная готовность (в самом общем смысле) – это внутренняя позиция школьника – «хочу в школу». Это обнаруживается в в том, что ребенок теряет интерес к дошкольным занятиям. Все развивающие аспекты игровой деятельности исчерпаны, ребенку просто скучно только играть. Он проявляет активную заинтересованность  к школьно-учебной действительности, особенно связанную с учением.  Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Личностная готовность – это готовность  ребенка к новым формам общения, новому  отношению к окружающему миру и самому себе. Она очень важна для успешной учебной деятельности и скорейшей адаптации ребенка к новым условиям. Личностная готовность включает в себя несколько компонентов: -) Отношение к учителю (взрослый становится авторитетом, образцом для подражания, его требования выполняются с желанием, на его замечания не обижаются, а стараются исправить ошибки, дети должны адекватно воспринимать позицию учителя, его профессиональную роль, ребенок должен уметь слушать взрослого, понимать его слова, быть внимательным к его требованиям); -) Отношения с другими детьми (общение со сверстниками должно происходить на кооперативно-соревновательном уровне или на уровне сотрудничества); -) Отношение к себе (продуктивная деятельность предполагает  адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы – самооценка должна быть адекватная и дифференцированная, может быть чуть завышена).

Интеллектуальная готовность к школе – заключается в том, что ребенок достаточно умственно развит. В это понятие входит  как запас знаний об окружающем мире, так и уровень развития познавательных процессов.  Здесь важно не путать понятия обученность (умения и навыки, которым ребенка обучили – умение писать, читать, считать) и обучаемость (сопособность ребенка к саморазвитию, к самостоятельному обучению). Обученность  может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе, даже создать ему временную успешность, но к концу первого полугодия все дети, как правило, выравниваются в уровне знаний.  Важный компонент обучаемости – произвольность поведения (способность удерживать внимание на выполнении задания, не вызывающего непосредственного интереса).

 

Все ли дети одинаково адаптируются к школьному обучению, или есть какие-либо особенности?

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя.

Как может сказываться на здоровье ребенка дезадаптация?

При  самом  неблагоприятном развитии школьной адаптации  могут иметь место  психосоматические состояния и заболевания.

Психосоматика в широком смысле термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний. Психосоматические нарушения наиболее часто встречаются в детском и подростковом возрасте. По данным российских ученых 60% детей, впервые идущих в школу, не подготовлены  и переносят невротические реакции. Это выражается в том, что ребенок сосет пальцы, грызет ногти, накручивает волосы на палец. Среди признаков так же можно отметить плохой сон, агрессивность, страхи, боли в животе, плохой аппетит, кардиалгии, энурез и так далее.  Одна из причин – социально-педагогическая запущенность, которая, к сожалению, в последнее время встречается очень часто, а так же задержка психического и физического развития. Другая крайность – когда родители уделяют чрезмерное внимание интеллектуальному развитию ребенка, не предоставляя возможности самостоятельных решений. Отсутствует критика к способностям ребенка, его возможностям.

Когда следует задуматься о психосоматических состояниях.

Если ребенок предъявляет жалобы на неопределенные часто меняющиеся диффузные боли без четкой локализации (головные боли, боли в животе, боли в левой стороне груди, нарушения сна). Если присутствует временная или ситуационная привязанность болей: например рвота перед посещением школы, боли в животе или головные боли перед контрольной.

К личностным особенностям ребенка, предрасположенного к психосоматическим расстройствам можно отнести чувствительность, излишнюю ответственность, склонность к пониженному настроению при малейших неблагоприятных ситуациях, или резкие немотивированные перемены настроения. На этом фоне часто возникают страхи, которые в связи с незрелостью психики могут приобретать соматическую окраску.  Обращают на себя внимание истощаемость, утомляемость, нарушение  работоспособности, отсутствие критики к себе и поступкам, легкая внушаемость, подчиняемость. Особого внимания при этом требуют дети, для которых характерна двигательная расторможенность, частые ситуации активного или пассивного протеста, дети у которых при утомлении усиливается двигательная расторможенность, при этом деятельность малопроизводительна и нецеленаправленна.

Главное, что стоит отметить – это то, что психосоматические расстройства не симуляция, не умственная или психическая неполноценность, а болезнь, требующая не только лекарственной терапии и психологической коррекции, но и, главное, требующая изменения жизненных и воспитательных позиций.

Какую позицию лучше принять родителям в процессе адаптации ребенка к школьному обучению?

Самая благоприятная позиция – это быть рядом с ребенком, во всем его поддерживать, но не проявлять излишней активности – не вмешиваться до того момента, пока вы видите, что ребенок самостоятельно справляется с трудностями. Оказывать всяческую поддержку и поощрение, но не доминировать, не стараться избегать трудностей  школьной жизни – ребенку нужно не избегать сложностей,  а научиться справляться с ними самостоятельно. Не критиковать педагога в присутствии ребенка – это подрывает его авторитет и у ребенка будут сложности, т.к. учитель теперь – очень важный человек в жизни ребенка. Иногда может иметь место родительская ревность – ведь раньше главными взрослыми в жизни ребенка были только родители и близкие родственники, теперь он будет сориентирован на чужого человека – это нормально.  Любить ребенка любым – успешным и не очень и говорить ему об этом.

Общие рекомендации родителям первоклассника:

- Не отправляйте одновременно в школу и в кружок или на секцию.

- Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут.

- компьютер и телевизор не более 30-40 минут в день.

-  поддерживайте , чтобы ребенок не потерял веру в себя.